Заключение Контрольно-счетной комиссии Санчурского района на проект решения Санчурской районной Думы «О бюджете Санчурского района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением «О бюджетном процессе в муниципальном образовании Санчурский муниципальный район Кировской области», Положением «О Контрольно-счетной комиссии Санчурского района» и иными нормативными правовыми актами Кировской области и муниципального района.
В рамках подготовки заключения проведен анализ нормативных правовых актов, методических материалов, и иных документов, составляющих основу формирования районного бюджета.
В соответствии со статьёй 33 Положения о бюджетном процессе в муниципальном образовании Санчурский муниципальный район Кировской области (от 06.11.2013 №29/250) проект решения Санчурской районной Думы пятого созыва «О бюджете Санчурского района на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов» представлен на рассмотрение в контрольно – счетную комиссию Санчурского района своевременно и в полном объеме.
Основные параметры прогноза социально-экономических
показателей для составления проекта районного бюджета
Параметры прогноза социально-экономического развития Санчурского района на 2017 год и на плановый период до 2019 года разработаны в соответствии с рекомендациями Министерства экономического развития Кировской области в двух вариантах.
Базовый вариант прогноза (1 вариант) взят за основу для составления проекта районного бюджета и предусматривает более низкие темпы роста экономики.
В качестве исходных экономических показателей при формировании проекта районного бюджета на 2017 год приняты следующие показатели:
- оборот организаций по всем видам деятельности по полному кругу спрогнозирован в 2017 году в размере 1 050 932,0 тыс. рублей, что выше ожидаемого уровня 2016 года на 0,9%;
- прибыль прибыльных предприятий, с учетом предприятий сельского хозяйства прогнозируется в размере 51 925,0 тыс.рублей, что выше ожидаемой оценки 2016 года на 1,4%;
- фонд заработной платы на 2017 год планируется в размере 403 953,6 тыс. рублей с ростом к ожидаемой оценке 2016 года на 3,9%;
- инвестиции в основной капитал прогнозируются в размере 72 054,0 тыс. рублей, с ростом к уровню 2016 года на 5,8% в ценах соответствующих лет.
В прогнозе социально-экономического развития Санчурского района на 2017 год и на плановый период до 2019 годов сохраняются тенденции развития экономики, складывающиеся в текущем году.
В 2017 году отмечается рост в отрасли «Промышленность» объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг по полному кругу организаций на 0,2% к оценке 2016 года в сопоставимых ценах, который составит 190 954,0 тыс.рублей. Наибольший удельный вес в данном показателе занимает производство пищевых продуктов – 77,7%.
Стабильные показатели планируются в отрасли «Сельское хозяйство», стоимость произведенной продукции в 2017 году планируется в размере 434 146,5 тыс.рублей составит 100,0% к ожидаемой оценке 2016 года (в сопоставимых ценах), выручка от реализации продукции составит 138 475,0 тыс.рублей.
Темп роста прибыли крупных и средних предприятий за 2017 год составит 8,2%, что выше ожидаемой оценки 2016 года.
Предполагается, что оборот субъектов малого предпринимательства за прогнозируемый период будет увеличиваться на 3,1% в ценах соответствующих лет и составит 571 288,2 тыс.рублей.
Ожидается, что среднемесячная заработная плата составит по итогам 2016 года 13,15 тыс. рублей, с ростом к предыдущему году на 3,7%.
В 2017 году сохранится также тенденция снижения потребительского спроса: оборот розничной торговли составит 98,2% к ожидаемой оценке 2016 года (в сопоставимых ценах), общественного питания 99,0%, платных услуг населению – 96,7%. На период до 2019 года динамика роста данных показателей будет незначительна.
На период до 2019 года не прогнозируется роста реальных денежных доходов населения (скорректированных на уровень инфляции), прирост заработной платы составит в 2017 году 4,3%, в 2019 году – 15,8% к ожидаемой оценке 2016 года.
Основные параметры районного бюджета на 2017-2019 годы
Основные параметры проекта решения «О бюджете Санчурского района на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» соответствуют требованиям Бюджетного Кодекса Российской Федерации.
Наименование показателей |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
||||
тыс. руб. |
в % к обороту организаций по полному кругу |
тыс. руб. |
в % к обороту организаций по полному кругу |
тыс. руб. |
в % к обороту организаций по полному кругу |
тыс. руб. |
в % к обороту организаций по полному кругу |
|
Оборот организаций по всем видам деятельности по полному кругу |
1 041 523,9 |
х |
1 050 932,0 |
х |
1 091 679,4 |
х |
1 138 027,7 |
х |
Доходы |
187 433,3 |
18,0 |
197 475,4 |
18,79 |
185 215,9 |
17,0 |
186 158,2 |
16,4 |
в том числе налоговые и неналоговые |
31 693,1 |
3,0 |
34 876,4 |
3,3 |
36 245,9 |
3,3 |
37 978,4 |
3,3 |
Расходы |
190 650,4 |
18,3 |
197 825,4 |
18,82 |
185 215,9 |
17,0 |
186 158,2 |
16,4 |
Дефицит (-) Профицит (+) |
-3 217,1 |
-0,3 |
-350,0 |
-0,03 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
На 2018-2019 годы проектом планируется бездефицитный районный бюджет.
Доходы районного бюджета на 2017-2019 годы
Прогнозируемый общий объем доходов районного бюджета на 2017 год предусматривается в размере 197 475,4 тыс.рублей, что на 5,4% больше ожидаемого исполнения бюджета в 2016 году. В 2018 году доходы планируются в сумме 185 215,9 тыс. рублей, в 2019 году – 186 158,2 тыс. рублей.
Формирование доходов районного бюджета на 2017 год осуществляется в условиях изменений, вносимых в налоговое и бюджетное законодательство, которые в соответствии с проектом решения о бюджете приведут к увеличению налоговых доходов бюджета района в 2017 году.
Структура доходной части районного бюджета в 2016-2019 годах характеризуется следующими данными:
тыс. рублей
Наименование показателей |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
||||
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
|
Налоговые и неналоговые доходы |
31 693,1 |
16,9 |
34 876,4 |
17,7 |
36 245,9 |
19,6 |
37 978,4 |
20,4 |
Безвозмездные поступления |
155 740,2 |
83,1 |
162 599,0 |
82,3 |
148 970,0 |
80,4 |
148 179,8 |
79,6 |
Итого: |
187 433,3 |
100,0 |
197 475,4 |
100,0 |
185 215,9 |
100,0 |
186 158,2 |
100,0 |
В прогнозируемом периоде предусматривается увеличении доли «налоговых и неналоговых» доходов районного бюджета с 16,9% по оценке 2016 года до 20,4% в 2019 году, при одновременном снижении доли безвозмездных поступлений с 83,1% до 79,6%.
Безвозмездные поступления из областного бюджета будут уточнены после принятия Закона Кировской области «Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» и принятия Правительством Кировской области нормативных документов о распределении областных средств между субъектами области в течение финансового года.
Налоговые доходы в 2017-2019 годах
Налоговые доходы на 2017 год спрогнозированы в объеме 25 386,8 тыс. рублей, что выше ожидаемой оценки текущего года на 2 692,7 тыс. рублей, или на 11,9%. Рост налоговых доходов к ожидаемой оценке 2016 года планируется за счет увеличения налога на доходы физических лиц – на 8,9%, акцизов на нефтепродукты – на 7,8%, налога на имущество организаций – на 21,1%, налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системе налогообложения – 27,7%, единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности – 10,9%.
В 2018 году налоговые доходы прогнозируются с ростом к прогнозу 2017 года на 4,0%, в 2019 году по отношению к прогнозу 2018 года с ростом на 4,5%.
Структура налоговых доходов районного бюджета в 2016-2019 годах представлена в таблице (тыс. рублей):
Наименование показателей |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
||||
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
|
Налоговые доходы всего, в том числе: |
22 694,1 |
100,0 |
25 386,8 |
100,0 |
26 397,6 |
100,0 |
27 595,9 |
100,0 |
Налог на доходы физических лиц |
7 737,0 |
34,1 |
8 426,0 |
33,2 |
8 733,8 |
33,08 |
9 180,8 |
33,28 |
Акцизы на нефтепродукты |
6 814,3 |
30,0 |
7 344,8 |
28,93 |
7 637,5 |
28,9 |
7 942,0 |
28,8 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системе налогообложения |
3 658,7 |
16,1 |
4 673,4 |
18,4 |
4 883,7 |
18,5 |
5 132,8 |
18,6 |
Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности |
2 771,1 |
12,2 |
3 073,3 |
12,1 |
3 263,8 |
12,4 |
3 446,6 |
12,5 |
Единый сельскохозяйственный налог |
195,3 |
0,9 |
6,1 |
0,02 |
6,2 |
0,02 |
6,4 |
0,02 |
Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения |
0,1 |
0,0 |
51,7 |
0,2 |
54,6 |
0,2 |
57,5 |
0,2 |
Налог на имущество организаций |
1 077,8 |
4,7 |
1 305,0 |
5,15 |
1 311,5 |
5,0 |
1 323,3 |
4,8 |
Государственная пошлина |
439,8 |
2,0 |
506,5 |
2,0 |
506,5 |
1,9 |
506,5 |
1,8 |
В анализируемом периоде структура налоговых доходов не претерпит существенных изменений, основную долю (порядка 80%) составят налог на доходы физических лиц, а также налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системе налогообложения и доходы от акцизов на нефтепродукты.
Прогноз поступления по налогу на доходы физических лиц
тыс. рублей
Наименование показателей |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
Налог на доходы физических лиц |
7 737,0 |
8 426,0 |
8 733,8 |
9 180,8 |
Темп роста, % к пред.году |
97,6 |
108,9 |
103,6 |
105,1 |
Среднемесячная начисленная заработная плата |
13,15 |
13,72 |
14,41 |
15,23 |
Темп роста, % к пред.году |
103,7 |
104,3 |
105,0 |
105,7 |
Фонд оплаты труда |
388 715,4 |
403 953,6 |
421 916,6 |
443 996,6 |
Темп роста, % к пред.году |
102,9 |
103,9 |
104,4 |
105,2 |
Прогноз поступлений по налогу на доходы физических лиц сформирован в соответствии с утвержденной методикой расчета и в целом соответствует прогнозу темпов роста фонда оплаты труда.
Прогноз поступления акцизов
тыс. рублей
Наименование показателей |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
Акцизы на нефтепродукты |
6 814,3 |
7 344,8 |
7 637,5 |
7 942,0 |
Темп роста, % к пред.году |
140,0 |
107,8 |
104,0 |
104,0 |
Рост прогноза поступлений акцизов по нефтепродуктам в 2017 году на 7,8% (на 530,5 тыс.рублей) обусловлен в основном увеличением ставок акцизов, и снижения норматива распределения доходов от акцизов на нефтепродукты в бюджет Кировской области.
Прогноз поступления налога, взимаемого в связи с применением
упрощенной системы налогообложения
тыс. рублей
Наименование показателей |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
3 658,7 |
4 673,4 |
4 883,7 |
5 132,8 |
Темп роста,% к пред.году |
106,1 |
127,7 |
104,5 |
105,1 |
Рост поступлений налога в районный бюджет в 2017 году на 27,7% (на 1 014,7 тыс.рублей) обусловлено планируемыми изменениями Бюджетного кодекса, согласно которым поступления доходов по минимальному налогу, ранее поступавшие в областной бюджет, будут поступать в местные бюджеты.
Прогноз поступления налога на имущество организаций
тыс. рублей
Наименование показателей |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
Налог на имущество организаций |
1 077,8 |
1 305,0 |
1 311,5 |
1 323,3 |
Темп роста,% к пред.году |
90,6 |
121,1 |
100,5 |
100,9 |
Ввод в действие основных фондов |
35 044,0 |
30 752,0 |
25 800,0 |
26 450,0 |
Темп роста,% к пред.году |
|
|
|
|
Остаточная стоимость основных фондов |
609 432,0 |
612 652,0 |
606 724,0 |
607 883,0 |
Темп роста,% к пред.году |
101,0 |
100,5 |
99,0 |
100,2 |
Поступления налога на имущество организаций на 2017 год спрогнозированы в сумме 1 305,0 тыс. рублей с ростом к оценке поступлений 2016 года на 21,1%.
Увеличение поступлений, помимо роста остаточной стоимости основных фондов, обусловлено дополнительными доходами в связи с увеличением ставки налога в отношении инфраструктурных объектов, с введением с 2016 года порядка определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества организаций на основе их кадастровой стоимости, а также в связи с изменением объема налоговых льгот по отдельным категориям налогоплательщиков.
Прогноз поступления единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности
тыс. рублей
Наименование показателей |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
ЕНВД для отдельных видов деятельности |
2 771,1 |
3 073,3 |
3 263,8 |
3 446,6 |
Темп роста,% к пред.году |
90,2 |
110,9 |
106,2 |
105,6 |
Прогноз поступлений налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности на 2017 год запланирован в сумме 3 073,3 тыс. рублей, с ростом к ожидаемой оценке 2016 года на 302,2 тыс. рублей или на 10,9%.
Прогноз поступления единого сельскохозяйственного налога
В плановом периоде доходы от поступления единого сельскохозяйственного налога запланированы в сумме 6,1 тыс. рублей, это на 189,2 тыс. рублей ниже оценки поступлений 2016 года.
При расчете суммы недоимки по налоговым доходам, включенной в доходную часть районного бюджета на 2017 год, исключена недоимка отсутствующих должников и организаций, находящихся в процедуре банкротства или ликвидации, а также не осуществляющих деятельность и т.д. Объем недоимки, учтенный в прогнозе налоговых доходов на 2017 год, составил 200,0 тыс. рублей.
Сокращение задолженности по налоговым платежам по-прежнему является потенциальным резервом увеличения доходной базы районного бюджета. На 1 октября 2016 года совокупная задолженность в консолидированный бюджет района по налогам, сборам, пеням и налоговым санкциям составила 3 393,3 тыс. рублей.
Неналоговые доходы в 2017-2019 годах
Объем неналоговых доходов на 2017 год прогнозируется в сумме 9 489,6 тыс. рублей, что выше оценки поступлений текущего года на 490,6 тыс. рублей, или на 5,5%. Доля неналоговых доходов в общем объеме доходов в 2017 году составит 4,8% (по оценке 2016 года доля составит 4,8%).
В 2018 году неналоговые доходы прогнозируются с ростом к прогнозу 2017 года на 3,8%, в 2019 году по отношению к прогнозу 2018 года с ростом на 5,4%.
Структура неналоговых доходов районного бюджета в 2016-2019 годах представлена в таблице (тыс. рублей):
Наименование показателей |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
||||
Сумма |
уд.вес, % |
Сумма |
уд. вес, % |
Сумма. |
уд.вес, % |
Сумма |
уд.вес, % |
|
Неналоговые доходы, всего, в том числе: |
8 999,0 |
100,0 |
9 489,6 |
100,0 |
9 848,3 |
100,0 |
10 382,5 |
100,0 |
Доходы, полученные в виде арендной платы за земельные участки (до разграничения государственной собственности) |
886,2 |
9,8 |
819,4 |
8,6 |
819,4 |
8,3 |
819,4 |
7,9 |
Доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки (после разграничения государственной собственности) |
16,4 |
0,2 |
29,0 |
0,3 |
29,0 |
0,3 |
29,0 |
0,3 |
Доходы от сдачи в аренду имущества |
256,9 |
2,9 |
388,8 |
4,1 |
388,8 |
3,9 |
388,8 |
3,7 |
Плата за негативное воздействие на окружающую среду |
138,8 |
1,5 |
198,6 |
2,1 |
214,6 |
2,2 |
231,7 |
2,2 |
Доходы от платных услуг |
6 541,1 |
72,7 |
7 174,0 |
75,6 |
7 640,0 |
77,6 |
8 131,0 |
78,3 |
Доходы от компенсации затрат государства |
361,5 |
4,0 |
386,8 |
4,1 |
413,5 |
4,2 |
439,6 |
4,2 |
Доходы от продажи материальных и не материальных активов |
426,1 |
4,8 |
165,0 |
1,7 |
15,0 |
0,2 |
15,0 |
0,2 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
372,0 |
4,1 |
328,0 |
3,5 |
328,0 |
3,3 |
328,0 |
3,2 |
Доходы, полученные в виде арендной платы за земельные участки (до разграничения государственной собственности) в 2017 году запланированы в объеме 819,4 тыс. рублей, что ниже ожиданий 2016 года на 66,8 тыс. рублей (на 7,5%).
Доходы, полученные в виде арендной платы за земельные участки (после разграничения государственной собственности) в 2017 году запланированы в объеме 29,0 тыс. рублей, что выше ожиданий 2016 года на 12,6 тыс. рублей (в 1,8 раза).
Поступление доходов от аренды имущества в 2017 году прогнозируется в объеме 388,8 тыс. рублей с ростом к оценке 2016 года на 131,9 тыс. рублей (на 51,3%).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году планируется в объеме 198,6 тыс. рублей с ростом к оценке поступлений 2016 года на 43,1% (на 59,8 тыс. рублей) в связи с изменением сроков уплаты платежей.
В 2017 году поступление доходов от продажи имущества прогнозируется в объеме 165,0 тыс. рублей, что в 2,6 раза ниже оценки поступлений 2016 года. Основная причина снижения – отсутствие высоколиквидных объектов имущества, подлежащих приватизации.
(Справочно: в Списке муниципального имущества, подлежащего приватизации в 2017-2019 годах, утвержденного решением Санчурской районной Думой от 10.08.2016 №60/464, на 2017 год запланированы к приватизации 3 объекта).
Рост поступлений в 2017 году доходов от платных услуг на 9,7% (на 632,9 тыс. рублей).
В 2017 году по сравнению с 2016 годом планируется уменьшение доходов от штрафов, санкций, возмещения ущерба на 11,8% (на 44,0 тыс. рублей).
Безвозмездные поступления в 2017-2019 годах
Безвозмездные поступления на 2017 год спрогнозированы в объеме 162 599,0 тыс. рублей, что выше ожидаемой оценки текущего года на 6 858,8 тыс. рублей, или на 4,4%. Рост безвозмездных поступлений в 2017 году к ожидаемой оценке 2016 года планируется, в первую очередь, за счет увеличения поступлений дотаций на 2 404,0 тыс. рублей (на 8,6%) и субвенций на 5 669,6 тыс. рублей (на 8,0%).
В 2018 году безвозмездные поступления прогнозируются со спадом к прогнозу 2017 года на 8,4%, в 2019 году по отношению к прогнозу 2018 года со снижением на 0,5%.
Структура безвозмездных поступлений в 2016-2019 годах представлена в таблице (тыс. рублей):
Наименование показателей |
2016 год (оценка) |
2017 год (прогноз) |
2018 год (прогноз) |
2019 год (прогноз) |
||||
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
Сумма |
Уд.вес, % |
|
Безвозмездные поступления всего, в том числе: |
155 740,2 |
100,0 |
162 599,0 |
100,0 |
148 970,0 |
100,0 |
148 179,8 |
100,0 |
Дотации, из них |
|
|
|
|
|
|
|
|
дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности |
27 926,0 |
17,9 |
30 330,0 |
18,7 |
24 819,0 |
16,6 |
24 629,0 |
16,6 |
Субсидии |
56 371,6 |
36,19 |
55 949,3 |
34,4 |
55 074,9 |
37,0 |
55 663,9 |
37,6 |
Субвенции |
70 650,1 |
45,4 |
76 319,7 |
46,9 |
69 076,1 |
46,4 |
67 886,9 |
45,8 |
Иные межбюджетные трансферты |
805,7 |
0,5 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение прошлых лет |
-13,2 |
0,01 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
В структуре безвозмездных поступлений в 2017-2019 годах по отношению к текущему году прогнозируется увеличение доли субвенций (с 45,4% до 45,8%) и субсидий (с 36,2% до 37,6%) из областного бюджета.
Объем безвозмездных поступлений в бюджет района сформирован на основании проекта Закона Кировской области «Об областном бюджете на 2017 год и плановый период 2017 и 2018 годов».
Расходы районного бюджета на 2017-2019 годы
Согласно представленному проекту решения при формировании расходной части районного бюджета применены следующие основные подходы:
- заработная плата работникам муниципальных учреждений и органов местного самоуправления предусмотрена на уровне 2016 года без индексации. Расчет произведен исходя из выплаты заработной платы с начислениями за 12 месяцев, с учетом уплаты страховых взносов за декабрь 2016 года;
- учтены средства на увеличение минимального размера оплаты труда с 01.07.2016 года;
- социальные выплаты, связанные с оплатой жилищно-коммунальных услуг, рассчитаны с индексацией на 5,5%;
- другие социальные выплаты гражданам рассчитаны на уровне 2016 года без индексации;
- оплата коммунальных услуг муниципальных учреждений предусмотрена с учетом фактических затрат за коммунальные услуги за 2015 год и с учетом роста тарифов на планируемый период по данным региональной службы по тарифам Кировской области;
- остальные расходы, связанные в том числе с материальными затратами муниципальных учреждений, предусмотрены на уровне первоначального плана 2016 года, без индексации.
Проектом решения расходы районного бюджета на 2017 год запланированы в объеме 197 825,4 тыс. рублей, что на 5 355,0 тыс. рублей (на 2,6%) меньше, чем предусмотрено районным бюджетом на 2016 год (по состоянию на 01.11.2016), и на 4 033,5 тыс. рублей (на 2,1%) выше расходов районного бюджета в 2015 году.
В 2018 году расходы прогнозируются со спадом к прогнозу 2017 года на 6,4%, в 2019 году по отношению к прогнозу 2018 года с ростом на 0,5%.
Структура расходов районного бюджета в 2016-2019 годах представлена в таблице (тыс. рублей):
Наименование пока |