Как известно, вследствие сжигания сухой растительности на землях сельскохозяйственного назначения идет разложение органических веществ, дегумификация и гибель почвенной фауны, снижается плодородие почвы, тем самым ухудшается структура почвы (гранулометрический состав), что приводит к активизации процессов выветривания плодородного слоя и к снижению производственной способности.
Сжигание сухой растительности является нарушением федеральных законов от 10.01.2002г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и от 04.05.1999г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха».
Наиболее эффективным способом борьбы с травяными палами является их предупреждение. Целесообразнее проводить мероприятия, направленные на введение в сельскохозяйственный оборот земель, в первую очередь, граничащих с населенными пунктами и лесами, во избежание поджогов сухой растительности, чем ликвидировать последствия такого бедствия, зачастую невосполнимые. При проведении профилактических мероприятий в целях предупреждения возникновения пожаров следует обращать особое внимание на очистку территорий сельхозугодий, прилегающих к лесу, от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов, отделение леса противопожарной минерализованной полосой или иным противопожарными барьером.
Неисполнение и уклонение правообладателей земель сельскохозяйственного назначения от выполнения обязанностей по своевременному освоению земель, защите земель от загрязнения отходами потребления и производства, защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями влечет административную ответственность, предусмотренную ч. 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от 400 до 700 тысяч рублей.