Правоотношения между потребителем и исполнителем в сфере бытового обслуживания регламентируются Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» , Правилами бытового обслуживания населения», утвержденного постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1514 и иными нормативно-правовыми актами.
Согласно «ГОСТ Р 57137-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Бытовое обслуживание населения. Термины и определения» под бытовой услугой понимается услуга, связанная с удовлетворением конкретной бытовой потребности индивидуального клиента (заказчика) или группы клиентов.
Исполнитель обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим работы.
Исполнитель должен предоставить следующую информацию об оказываемых услугах:
перечень оказываемых услуг, форм и (или) условий их предоставления;
сроки оказания услуг;
данные о конкретном лице, которое будет оказывать услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера услуги;
требования, которые должны обеспечивать безопасность оказания услуги для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
образцы договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг;
перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений, которая предоставляется потребителю по его требованию.
В соответствии с п.4 Правил, договор об оказании услуг оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать следующие сведения:
фирменное наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика;
вид услуги и цену услуги;
другие необходимые данные, связанные со спецификой оказываемых услуг.
Исполнитель не вправе без получения согласия потребителя выполнять дополнительные работы (оказывать дополнительные услуги) за плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких работ (услуг), а если они оплачены, вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы.
Если услуга проведена некачественно и обнаружены недостатки в оказанной услуге потребитель вправе потребовать:
— безвозмездного устранения недостатков;
— соответствующего уменьшения цены;
— возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков своими силами или третьим лицом.
Потребитель вправе предъявлять требования, связанные с недостатками выполненной работы (оказанной услуги), если они обнаружены в течение гарантийного срока, а при его отсутствии в разумный срок, в пределах двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) или пяти лет в отношении недостатков в строении и ином недвижимом имуществе.
В отношении работы (услуги), на которую установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за ее недостатки, если не докажет, что они возникли после принятия работы (услуги) потребителем вследствие нарушения им правил использования результата работы (услуги), действий третьих лиц или непреодолимой силы.
Если на услугу не установлен гарантийный срок, исполнитель отвечает за недостатки такой услуги, если потребитель докажет, что они возникли до ее принятия им или по причинам, возникшим до этого момента.
При обнаружении недостатков выполненных услуг потребителю, в первую очередь, необходимо обратиться к исполнителю с письменной претензией.
При невозможности урегулирования спора в претензионном порядке, разрешение вопроса по существу возможно в суде.
В настоящее время все чаще бытовые услуги оказывают физические лица, зарегистрированные в качестве плательщика налога на профессиональный доход (самозанятые).
Согласно п.12 Постановления Пленума ВС РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», исходя из смысла пункта 4 статьи 23 ГК РФ, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. К таким сделкам суд применяет законодательство о защите прав потребителей.
Таким образом, при отсутствии у гражданина установленной законом регистрации в качестве хозяйствующего субъекта, суд может признать его деятельность предпринимательской и разрешить спор в соответствии с требованиями Закона о защите прав потребителей.