К наиболее часто встречающимся нарушениям земельного законодательства относятся: самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (ст. 7.1 КоАП РФ), а также использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием (ст. 8.8 КоАП РФ).
В соответствии с КоАП РФ, за указанные виды нарушений предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого установлен Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
С целью выявления нарушений инспекторами по использованию и охране земель проводятся проверки соблюдения земельного законодательства в отношении объектов земельных правоотношений, правообладателями которых являются юридические, физические лица, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления. Также для выявления признаков нарушения земельного законодательства инспекторами могут проводиться административные обследования земельных участков, осуществляемые без непосредственного участия правообладателей.
В случае обнаружения нарушений инспектором принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении, в ходе работы по делу устанавливаются все обстоятельства и выносится решение о назначении административного наказания в виде штрафа.
Размер административного штрафа определяется в зависимости от вида нарушения и категории нарушителя. Штраф устанавливается в рублях в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, на котором выявлено правонарушение. Если кадастровая стоимость такого земельного участка не установлена, то используются установленные КоАП РФ минимальный и максимальный размеры штрафа по видам нарушений и категориям нарушителей.
Также информируем, что в соответствии с ч. 3.5 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» орган государственного контроля (надзора) вправе обратиться в суд с иском о взыскании с заявителя расходов, понесенных органом государственного контроля (надзора) в связи с рассмотрением поступивших заявлений, обращений, если в заявлениях, обращениях были указаны заведомо ложные сведения.
Установленные КоАП размеры штрафов за нарушения земельного законодательства
Вид нарушения |
Процент от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение (минимальный размер штрафа)** |
Диапазон размера штрафа (если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на котором допущено нарушение), руб. |
||||
Граждане |
Должностные лица |
Юридические лица |
Граждане |
Должностные лица |
Юридические лица |
|
Самовольное занятие земельного участка* |
1-1,5 (не менее 5 000 руб.) |
1,5-2 (не менее 20 000. руб.) |
2-3 (не менее 100 000 руб.) |
от 5 000 до 10 000
|
от 20 000 до 50 000 |
от 100 000 до 200 000 |
Использование земельного участка не по целевому назначению |
0,5-1 (не менее 10 000 руб.) |
1-1,5 (не менее 20 000 руб.) |
1,5-2 (не менее 100 000 руб.) |
от 10 000 до 20 000 |
от 20 000 до 50 000 |
от 100 000 до 200 000 |
* За нарушения, выраженные в самовольном занятии земель, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.
** В случае самовольного занятия части земельного участка административный штраф, рассчитываемый из размера кадастровой стоимости земельного участка, исчисляется пропорционально площади самовольно занятой части земельного участка.