Голосование по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда»
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Центр
Ноябрь 2024 (33)
Октябрь 2024 (73)
Сентябрь 2024 (51)
Август 2024 (52)
Июль 2024 (65)
Июнь 2024 (134)

- Нет ничего неожиданного  в том, что Правительство ещё на один год пролонгировало мораторий на перечисление накопительной части пенсий НПФ. Ничего чрезвычайного с точки зрения ухудшения влияния на будущую пенсию граждан тоже нет.

Ныне осуществляемые взносы в пенсионную систему составляют 22 процента от заработной платы. И если человек не принял решение о направлении накопительной части, его будущие пенсионные права - максимум в объеме 22 процентов ежемесячных отчислений. То есть, накапливаются обязательства государства перед будущим пенсионером.

Если будущий пенсионер, то есть застрахованное работающее лицо, приняло решение, чтобы работодатель отчислял часть средств в накопительный компонент, то 22 процента расщепляются на 16 плюс 6. Таким образом, общий объём пенсионных гарантий перед человеком всё равно остается прежним - 22 процента. Вопрос только в том, что 16 процентов - это гарантированные государством сохранные средства пенсионной системы, за которое государство несёт солидарную ответственность с пенсионным фондом. Что касается остальных 6 процентов, которые направляются в негосударственные пенсионные фонды, то здесь человек все риски берёт на себя.

Учитывая, что прошло уже несколько опытных лет работы негосударственных пенсионных фондов, настала пора проверить состояние дел в данных организациях. Этому посвящены специальные законы, сейчас идёт этап их санации и получения ими соответствующих государственных гарантий. Государственная гарантия означает, что все средства, которые находятся в распоряжении негосударственных пенсионных фондов, должны быть застрахованы как внутри компаний, так и во вне, когда они создают общий пул страховых гарантий. На сегодняшний день многие из НПФ уже прошли проверки, но пока ни один из них не вступил в систему государственных гарантий. Таким образом, есть все основания говорить, что до тех пор, пока негосударственная пенсионная система не получит соответствующие документы на право иметь обеспечение государственных гарантий по сохранности средств накопления, риски являются слишком высокими. Это имеет отношение к каждому человеку.

Страховая часть пенсии на сегодняшний день индексируется дважды в год, и последние годы статистика чётко показывает, что средняя пенсия в год составляет от 8 до 10 процентов, тогда как средства пенсионных накоплений в основном сохраняются при темпах ниже инфляции. Это означает, что они обесцениваются. Вместо того чтобы увеличить будущие пенсионные права граждан, увеличивать будущую пенсию, на самом деле эти права уменьшаются. Кроме того, на содержание аппарата, административное управление фондов нужно расходовать часть денег, которые передаются им в управление. При нынешней экономической ситуации мне кажется абсолютно оправданным манёвр правительства, направленный в сторону существующей солидарной пенсионной системы. Да и мировая практика подтверждает, что в условиях нестабильной экономики многие уменьшают часть государственной системы накоплений в пользу солидарной пенсионной системы. Так происходит в странах Прибалтики, в Аргентине, Венгрии. Польша, например, вместо 7,4 процента отчислений ввела норматив 2,3 процента. То есть это ничтожно малая величина, которая нужна для того, чтобы поддержать рынок этого бизнеса.

Средства пенсионных накоплений, которые были накоплены до этого, находятся на счетах наших граждан, они никуда не пропали, их никуда не использовали и не имеют права использовать. И как только НПФ подтвердят свою благонадёжность, средства им будут возвращены, и они смогут управлять ими дальше. Но в перспективе, я думаю, что надо согласиться с мнением профсоюзов. Когда вводилась обязательная накопительная пенсия, профсоюзы были против того, чтобы накопительный компонент, против которого они не возражали как элемента пенсионной системы, вводился только за счёт добровольных, а не обязательных взносов с заработной платы. Это принципиальный вопрос становления наследственного капитала, и его ещё предстоит решать в будущем.

Валерий Рязанский, Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике