В Роспотребнадзор продолжают поступать обращения граждан, в которых указывается на нарушения их прав сервисными центрами, организациями и предпринимателями, производящими ремонт бытовой и компьютерной техники. У недобросовестных предпринимателей потребителям, как правило, обещают сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки. Договор не заключается, документы о приеме товара не составляются. Очень часто после выполнения работ стоимость ремонта может увеличиваться исполнителем в одностороннем порядке от первоначально заявленной стоимости устно.
Правилами бытового обслуживания населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 № 1514, предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в письменной форме (квитанция, иной документ) и должен содержать: вид работы; цена; точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметку об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе. Договор о выполнении работ в отношении работы, исполняемой в присутствии потребителя, может оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и др.
Исполнитель отвечает за сохранность переданной в ремонт вещи. В случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя, исполнитель обязан в трехдневный срок заменить его однородным материалом (вещью) аналогичного качества и по желанию потребителя изготовить изделие из однородного материала (вещи) в разумный срок, а при отсутствии однородного материала (вещи) аналогичного качества - возместить потребителю двукратную цену утраченного (поврежденного) материала (вещи), а также расходы, понесенные потребителем.
При поиске сервисного центра или ремонтной службы необходимо придерживаться следующих правил.
1. поискать отзывы в Интернете об интересующих вас компаниях.
2. В месте приемки товаров в ремонт должна быть следующая информация: перечень оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления; указание на обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выполняются работы; сроки выполнения работ; данные о конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение исходя из характера работы; требования, которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для потребителя, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя; образцы договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ; образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы; перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот.
3. Потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее принятия. Только с согласия потребителя работа может быть оплачена при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.
4. Передача аванса/оплата работы должна сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме того, сформированные с использованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. Потребитель может проверить достоверность выданного ему чека при помощи мобильного приложения «Проверка чека ФНС России» и сообщить о нарушении.
5. В договоре должно быть указано: наименование и место нахождения исполнителя, сведения о государственной регистрации), идентификационный номер налогоплательщика; вид и цена работы; точное наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе; даты приема и исполнения заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они установлены законодательством или договором о выполнении работ либо предусмотрены обычаем делового оборота; другие необходимые данные.
6. При выдаче отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу.
7. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны быть описаны в акте/в ином документе, удостоверяющем приемку.
8. После окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или проставления соответствующей отметки в договоре.
Консультационный пункт по защите прав потребителей
филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области»
в Советском районе, г.Советск Кировской области ул. Кирова
д.1, т.(883375)22202, эл.почта 31_urist@sanepid.ru