Голосование по отбору общественных территорий, подлежащих благоустройству в рамках реализации Федерального проекта «Формирование комфортной городской среды» национального проекта «Жилье и городская среда»
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Центр
Ноябрь 2024 (30)
Октябрь 2024 (73)
Сентябрь 2024 (51)
Август 2024 (52)
Июль 2024 (65)
Июнь 2024 (134)

Село Мусерье сегодня является частью муниципального образования Шишовское сельское поселение Санчурского района Кировской области. Впрочем, во время Великой Отечественной войны и послевоенное время это село было центром Мусерского сельсовета, объединявшего на своих землях следующие колхозы: «Подарок 1-е мая», «Волна», «Кугунур», им. Горького, «Дружба», «Борьба». Шесть колхозов! По сегодняшним меркам это же уму непостижимо. Вывод из этой статистики прост, населения проживало в деревнях очень много. А каждая отдельно взятая деревня объединялась в один колхоз.

      Село уникально своим географическим расположением. Оно отстроено предками на высоком берегу реки Большая Кокшага. И, безусловно, красоту ему дополняет Богородицкая церковь, построенная суздальскими мастерами в 1818 году. Церковь воздвигнута в честь победу русского оружия над Наполеоном в Бородинской битве. Во времена воинствующего атеизма её закрывали. Слава Богу, до основания не разрушили. Общими усилиями восстановили в конце прошлого столетия. Кстати, даже сегодня на кладбище, в дальней от церкви части очень много глубоких ям. По разговорам,  их происхождение  связано с тем, что при строительстве церкви здесь добывали глину для обжига кирпича. Версия вполне логична. Дело в том, что кладбище тогда наверняка не было. Наши предки ямы раскопали, глину добыли, кирпич обожгли, церковь построили. А вот современное поколение нашло своё применение ямам. Хлам скидывают в эти ямы. Администрация поселения только уберёт, а несознательные посетители кладбища опять всё закидают. Так бесконечно из года в год.  

      Краткая историческая справка. Село Мусерское Яранского уезда, по преданиям, относится к древним сёлам Вятской губернии. По церковно-приходской летописи села Мусерского есть указания на то, что село в давние времена называлось Мусерскою Пустынью. Предположительно здесь находился монастырь, принадлежавший Казанской губернии. Явление Царицы Небесной Смоленской свершилось здесь, в монастыре Мусерской Пустыни. При дальнейших административно-территориальных реформах по указанию правительства Мусерская Пустынь из Казанской губернии была переведена в Вятскую. Говорят, что между скитами монахов были подземные сообщения. И будто бы один ход вёл даже в соседнюю деревню Окозино. Может, это правда, а, может, вымысел. Но известно, что монашеские обители всегда сопровождались разными загадочными и таинственными преданиями.   

        Сегодня в селе 16 домохозяйств, работающая церковь, приход, правда маловат, имеется магазин с самыми необходимыми товарами. В последнее десятилетие здесь закрыли начальную школу, медпункт, колхозную ферму КРС.

       А главный праздник, который отмечают в Мусерье – это праздник Смоленской иконы Божьей Матери ( Богородицын день), который всегда приходится на 10 августа. Справедливости ради надо сказать, что это не столько праздник села, сколько всех окружающих деревень: Окозино, Агеево, Елофимиха, Мусерье, Шабалин, Малая Шишовка, Большая Шишовка. Это праздник деревень Пижменского сельского поселения Медведевского района республики Марий Эл, поскольку все окружающие деревни, в том числе и по другую сторону реки Б. Кокшага, объединяла Богородицкая церковь в общий приход.

        В этот день 10 августа 2014 года пришлось на воскресенье. Уже к восьми часам утра к территории церкви и кладбища (они находятся буквально рядом) стали подъезжать машины. Их так много, что счёт можно вести на сотни. Гладя на серии госномеров машин, можно изучать географию всего Поволжья России. Много Марийских и Чувашских, Татарских и Коми, Нижегородских и наших, Кировских, мелькают машины с номерами из Самары, Саратова, Тюмени, Москвы и многие другие. Всех их в этот день объединяет общее дело – они приехали на Мусерское кладбище, чтобы поклониться праху родных, близких, найти время и обойти могильные холмики знакомых. А жизнь, судьба их всех из здешних мест разбросала далеко от родных деревень. Но находят же время раз в год, 10 августа приехать сюда. Это святое. И за это большое спасибо. В этот день в церкви всегда большое богослужение. По обычаю приезжают батюшки из других церквей. Почти до обеда прибранная, торжественно-нарядная и одновременно строгая церковь примет под свои своды сотни прихожан. Собственно, это главный день, когда можно пополнить церковную кассу щедростью прихожан. Конечно, не все способны выстоять всю службу. Значительная часть приехавших, поклонившись на церковные кресты, гордо возвышавшие над Большой Кокшагой, сразу же направляются на кладбище. Здесь, под сенью вековых дерев, на родном до боли холмике с православным крестом, и начнётся поминальная трапеза. Так уж повелось издавна, что поминают на кладбище привезённой из дома богатой снедью. Поминают семейно и это тоже добрая традиция. Многие приезжают с детьми, внуками, бабушками, дедушками. А вот поминать водкой стали меньше. Нет, конечно, ещё приходят кое-кто с бутылочкой водочки, но былой массовости распития спиртных напитков не наблюдается. Наверное, оттого, что большинство всё же добираются до кладбища из дальних и ближних мест на машинах. А за рулём сейчас пить слишком накладно. Да это и хорошо.

      Ближе к обеду, когда служба в церкви завершится, массы народа через центральные ворота хлынут на кладбище. Это и будет кульминацией праздника – все окажутся на кладбище с одной доброй целью – помянуть усопших. Царствие им всем небесное.

      После поминальной трапезы кто-то пройдётся по кладбищу, поклонится праху знакомых. Кстати, здесь похоронен, Сергей Зверев, погибший при исполнении интернационального долга в Афганистане. Да и встретить можно здесь много ныне здравствующих знакомых. И это ещё одна добрая цель Богородицына дня – повидаться, повстречаться со знакомыми. А  то ведь иных жизнь так закрутит, что только и увидишься на поминках, либо на кладбище в поминальный родительский день.    

        К 14 часам часть машин потихоньку станет покидать территорию кладбища. Справив все поминальные традиции, люди заспешат домой, в суету городов. Но удивительное дело, машин меньше не станет. Дело в том, что на смену отъезжающим  приезжают новые машины, так сказать, припозднившиеся. Тоже на кладбище, тоже помянуть и всё это будет длиться почти до вечера. Вечная память всем захороненным на мусерском кладбище.

      А в целом кладбище к празднику прибирается. Люди за неделю в индивидуальном порядке приезжают сюда, начинают обихаживать могилы. Есть захоронения, за которыми нет догляда. Видимо, родственники живут далековато. Вот и места общего пользования (входы на кладбище, тропинки, территории у изгороди и т.д.) всё же требуют общего внимания. А то ведь что получается: обиходили могилку, а мусор свалили к дереву или у изгороди. И пошло-поехало. За месяц здесь  будет гора хлама. А убирать некому. На призывы администрации поселения прийти на уборку общих мест на кладбище (по сути, уборку свалок, созданных самими же) народ реагирует вяло. Ныне вот хорошо потрудились на уборке свалок девушки, оказавшиеся накануне праздника в Мусерье: Ирина Лобова, Галина Глушкова, Надежда Якушкина, Николай Якушкин, Вячеслав Шайдуров, глава поселения Николай Наумов. Как видим, круг работающих узковат. А дискутировать о работах по благоустройству кладбищ нет смысла. Если не мы, то кто же будет это делать. А по состоянию любого кладбища можно многое сказать о территории прихода и людях, здесь живущих. Со временем и другие созреют до того, чтобы не засорять общественные места на кладбище и активнее участвовать по призыву администрации поселения на благоустройство.

      10 августа 2014 года Богородицын день в селе Мусерье как всегда был массовым, с соблюдением православных обычаев. До встречи в следующем году, дорогие друзья!                                                            Н. Ларин